Николай Шумаков: «В конце каждого тоннеля должен быть свет» (Москва)
Метрополитен – одна из главных транспортных сетей Москвы. Для тех, чья жизнь ежедневно переплетается с подземкой, главный архитектор Метрогипротранса и проектно-строительного объединения «Система Галс» Николай Иванович Шумаков рассказывает о планах развития московского метро.
– Чем порадуют москвичей строители в ближайшее время?
– На 28 августа запланирован пуск первого поезда на станции «Международная». Иосиф Орджоникидзе, курирующий ход работ, посетил станцию и остался доволен темпами и качеством строительства. Требуется завершить работы по благоустройству, и ко дню города можно запускать станцию, которая является продолжением линии, ведущей к «Москва-Сити».
– Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, о планах развития метрополитена, какие станции будут построены в обозримом будущем?
– Планы введения в строй станций так называемого тяжелого или традиционного метро огромны. К концу 2007 года планируется открыть для пассажиров две станции Люблинско-Дмитровской ветки: «Сретенский Бульвар» и «Трубная» – и четыре станции Митинско-Строгинской ветки: «Славянский Бульвар», «Кунцевская» (после реконструкции), «Строгино» и «Мякининскую» – последняя, возможно, войдет в строй в 2008 году.
К более далеким планам относится строительство станций «Достоевская» и «Марьина Роща», их ввод в эксплуатацию намечен на 2009-2010 годы.
Названные четыре станции Люблинско-Дмитровской линии по-своему уникальны – они станут завершением эры метро глубокого заложения. Дело в том, что их строительство было запланировано 15 лет назад, когда работы финансировались из федерального бюджета, а сегодня доля федеральных денег на строительство составляет только 10-15%, остальную часть платит Москва. Стоимость 1 километра однопутного участка глубокого метро – $70-80 млн. Такие траты для города тяжелы. Поэтому последние 4 станции будут достроены, а других подобных уже не будет. Но эти последние станции мы хотим сделать в лучших традициях московской «подземки» – старый имперский стиль, сталинский ампир, дворцовая архитектура.
Например, станция «Сретенский Бульвар» – пересадочный пункт с Люблинско-Дмитровской линии на станции «Тургеневская» и «Чистые Пруды» – будет синтезом монументально-декоративного искусства и архитектуры. Проект станции предусматривает 30 пилонов, у каждого пилона будет установлена скульптура. К работе будет привлечено 13 лучших скульпторов России, включая Михаила Шемякина и Эрнста Неизвестного. Будет либо сформулирована общая для всех авторов тема, например «Москва и москвичи», либо скульпторы представят на станции свои любимые произведения. Лично мне как архитектору второй вариант ближе. Скульптуры будут выполнены в бронзе (приходится предохраняться от вандалов), каждая скульптура будет дополнена подсветкой.
«Трубная» – пересадочная станция, которая свяжет Люблинско-Дмитровскую линию со станцией «Цветной Бульвар». Не совсем традиционное решение центрального зала станции предполагает наличие больших вставок, с помощью которых будет архитектурно обыграна тема московских бульваров, планируется использовать скамьи и фонари – привычные знаки бульваров.
– Чем порадует метрополитен жителей Строгино?
– Ведется комплекс работ по продлению Митинско-Строгинской линии от станции «Парк Победы» в сторону Строгино и далее до Мякининской поймы. Все три новые станции спроектированы как сводчатые станции мелкого заложения. Такая конструкция наиболее удобна с архитектурной точки зрения и позволяет наиболее разумно заполнять платформу в часы пик. Работы интересны и необычны тем, что включают в себя полуторакилометровый участок в районе Серебряного Бора, на котором линия метро будет проложена в нижнем уровне Серебряноборских тоннелей, в одном сечении с автомобильным транспортом.
– Что происходит на метростройке сегодня?
– Станция «Строгино» уже бетонируется. Для создания эскизов художественного решения сводов станции «Славянский Бульвар» в стиле русский модерн приглашен художник Иван Лубенников, работавший над мозаикой нового выхода из станции «Маяковская». Станции «Кунцевская», «Молодежная» и «Крылатское» войдут в состав Митинско-Строгинской линии. Работы на станции «Кунцевская» предполагают сооружение второй платформы и реконструкцию вестибюля станции. От Крылатского через туннель пути будут проложены в Строгино (позже на этом участке появится станция «Троице-Лыково»), а от «Строгино» метро продолжится станцией «Мякининская», которая станет первой станцией за административными границами Москвы. К 2010 году линия продлится, будут построены станции «Волоколамская», «Митино» и «Рождествено».
– В связи с высокой стоимостью работ по прокладке глубокого метро Москва переходит на строительство легкого метро. Кроме более низкой стоимости, какие еще преимущества или недостатки есть у этого вида транспорта?
– Первая линия легкого метро – Бутовская. Главное преимущество – строительство значительно дешевле. Если километр пути глубоко метро (в расчете на один путь) стоит $70-80 млн, метро мелкого заложения – около $35 млн, то легкое обходится в $20-25 млн с учетом станций и всех технологических особенностей. Другой важный фактор – время. Проектирование и строительство четырех наземных и одной подземной станций Бутовской линии заняло всего 1,5 года. При этом, как и в любой дешевизне, существуют минусы – лишние шумы. По этому поводу даже пришлось судиться с несколькими семьями. Уровень шума меньше, чем от автотранспорта, но он есть, и от него пришлось избавляться. Была выполнена комплексная акустическая защита: под пути были уложены акустические маты, полотно было ограждено акустическими экранами, а в домах, смотрящих на линию метро, были установлены стеклопакеты с повышенной звукоизоляцией. Весь комплекс работ увеличил среднюю стоимость 1 километра пути до $23-25 млн с расчетных $18-20 млн. Другой минус легкого метро – большие расходы на эксплуатацию. Необходимы работы по очистке путей зимой. С другой стороны, на наземных участках отпадает нужда в целом комплексе работ по устройству вентиляции и очистке воздуха.
– Много ли линий еще нужно Москве?
– Вообще, по расчетам специалистов, на существующие 300 км путей московского метро ощущается нехватка 100-150 км, строительство которых позволит метрополитену функционировать на должном уровне.
Уже запроектирована Солнцевская линия легкого метро, которая протянется от «Юго-Западной» до «Внуково». Сложная цепочка согласований отодвигает появление линии с 2007 до 2009 года. Потом легкое метро придет в Жулебино и Новокосино.
– В последнее время приходится слышать о привлечении частных инвестиций для строительства объектов метрополитена. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Впервые частные инвестиции были использованы при строительстве второго выхода со станции «Маяковская». Участок, на котором предполагалось строительство, был куплен частным банком, который затем стал торговаться. Инвестиции понадобились для продолжения строительных работ и составили 10% общей суммы затрат.
Также существуют инвесторы, заинтересованные в строительстве наземной станции на перегоне от станции «Автозаводская» до станции «Коломенская». Эта станция должна осуществлять связь с технопарком, о создании которого периодически заходят разговоры. Конструктивно строительство такой станции довольно сложно, работы должны вестись без остановки движения существующей линии, но построить можно. Если тема парка будет разработана, то метро будет. Метрополитен заинтересован в разделении расходов пополам с частным инвестором, но частному инвестору это не по карману.
Еще одно интересное для инвесторов направление – Северо-Запад. Приход метро в Красногорск, во-первых, повысит транспортную доступность бурно развивающегося города, а во-вторых, позволит обеспечить большой поток покупателей к крупным магазинам, расположенным на МКАД, в районе Волоколамского шоссе.
Кроме того, наш институт проектирует пересадочные узлы, позволяющие связывать метро, железнодорожный и автобусный транспорт. Станция «Международная» – пересадочный узел скоростной транспортной системы, которая свяжет «Москва-Сити» с аэропортами. На станции «Планерная», где в том числе располагается конечная станция загородных автобусов, запланировано создание комфортного пространства для пассажиров, укрытая площадь и большой торговый центр. Срок введения комплекса в эксплуатацию – 2008 год. На станции «Тушинская» также будет проведена «увязка» метро, автобусов и электропоездов в единую систему.
Текст: Лада Фишер
Фото: Андрей Луфт
Другие новости в сюжете «Московский метрополитен»:
28.06.2010 Все опасности московского метро
28.06.2010 Правительство Москвы продолжит освоение подземного пространства под городом
28.06.2010 «Прозрачные» схемы московского метро 1 июля появятся в поездах «Русич»
25.06.2010 Жители юго-востока и востока Москвы страдают от запаха сероводорода
30.03.2010 Все закричали: «Наверх!!! Выходите!». И тут повалил темно-фиолетовый дым: рассказ очевидицы взрыва на «Парке культуры»
29.03.2010 Список пострадавших от взрывов в Московском метрополитене
29.03.2010 Из московского метро эвакуируют людей
29.03.2010 Предыдущие взрывы в московском метро. Справка
29.03.2010 Мощность каждого взрыва в московском метро составила 3 кг тротила
29.03.2010 СКП расследует теракты в московском метро
29.03.2010 Сокольническую ветку метро перекрыли
29.03.2010 Взрывные утройства в метро могли привести в действие с помощью мобильного телефона
29.03.2010 Московский метрополитен открыл горячую линию
29.03.2010 Открыта горячая телефонная линия в связи со взрывами в московском метро
29.03.2010 Пострадавших на «Парке культуры» эвакуируют вертолетом
29.03.2010 По факту взрывов в московском метро возбуждено уголовное дело
29.03.2010 Бортников доложил Медведеву о мерах помощи пострадавшим при взрывах
29.03.2010 Мэр Москвы выехал к месту взрыва на «Парке культуры»
29.03.2010 Пассажиров эвакуируют со станции «Парк культуры» (Москва)
29.03.2010 Взрыв на «Лубянке» совершил террорист-смертник
29.03.2010 В Московском метро прогремел второй взрыв
29.03.2010 Спасатели не могут добраться к месту взрыва в метро из-за пробок
29.03.2010 В Московском метрополитене прогремел взрыв
04.03.2010 В 2011 году Московский метрополитен планирует открыть три новых станции
01.07.2009 В московском метро появятся поезда с кондиционером
02.06.2009 Мужчине плеснули серной кислотой в лицо в Москве
01.06.2009 В Жулебино метро построят не раньше 2012 года
01.06.2009 Сегодня в Москве переименовали две станции метро
19.12.2008 На Новый Год центр Москвы будет перекрыт
19.12.2008 В 2009 году московское метро планируется удлинить на 12 км
17.10.2008 МТС обеспечило устойчивую связь на Кольцевой линии Московского метрополитена
17.10.2008 Начато строительство перегонного тоннеля в сторону будущей станции «Борисово»
17.10.2008 Художественный совет при Москомархитектуре одобрил проект станции «Мякинино»
07.09.2008 В московском метро открылась новая станция «Славянский бульвар»
05.03.2008 Новый метромост соединит Москву и Московскую область
02.03.2008 Утверждены предпроектные предложения станций «Волоколамская» и «Митино» Арбатско – Покровской линии
02.02.2008 Самое-самое в московском метрополитене. Интересные факты.
07.01.2008 Открылась «Строгино» 175-ая станция метро, ставшая уникальной (Москва)
02.01.2008 Власти Москвы не планируют организовывать движение общественного транспорта по Серебряноборскому тоннелю
30.12.2007 29 декабря 2007 года открылась 174-я станция Московского метрополитена — «Сретенский бульвар».
30.08.2007 Станция «Трубная»: история долгостроя (Москва)
30.08.2007 Мэр Москвы в подземке воспользовался системой мобильной оплаты
30.08.2007 В Москве начала работать новая станция метро «Трубная»
28.08.2007 По новому участку московского метро прошел пробный поезд
23.08.2007 Лужков одобрил план метростроения на 2008–2010 годы
24.07.2007 Московские метростроевцы отмечают сбойку
09.07.2007 Медлить с включением станций московского метро в список Всемирного наследия нельзя: интервью Наталии Душкиной
04.07.2007 Два человека пострадали от удара зеркалом поезда в московском метро
01.06.2007 Сбой в работе единых магнитных билетов: пассажиры должны объединиться для предъявления претензий (Москва)
01.06.2007 Информация о некорректной работе системы АСКП 1 июня 2007 года.
01.06.2007 Информация по обмену неработающих проездных билетов
01.06.2007 В проблемах с едиными проездными Московский метрополитен и Мосгортранс обвиняют друг друга
01.06.2007 Июньские проездные билеты не пустили в метро и наземный транспорт многих москвичей
01.06.2007 Московский метрополитен распространяет поддельные проездные билеты?
15.05.2007 На период ремонта станции метро «Электрозаводская» вводится новый маршрут автобуса (Москва)
15.05.2007 Начинается проходка второго тоннеля от «Кунцевской» в сторону «Парка Победы» (Москва)
14.05.2007 На рельсы в московском метро упал мужчина
20.04.2007 В сталинском бункере откроют дискотеку и спа-салон
19.04.2007 Из тоннеля московского метро неизвестные похитили 42 метра кабеля
11.04.2007 Станция «Трубная» столичного метро откроется уже в июле
11.04.2007 В столичной подземке появится акварельный поезд
23.03.2007 Транспортно-пересадочный узел «Выхино» планируется полностью реконструировать (Москва)
20.03.2007 В московском метро между «Павелецкой» и «Таганской» остановился поезд
14.03.2007 Московское метро закупит 170 новых вагонов в 2007 году
14.03.2007 Станция метро «Сретенский бульвар» откроется в ноябре (Москва)
20.02.2007 Городской транспорт сделают доступным для инвалидов (Москва)
20.02.2007 Финансирование московского метро увеличится на 30%
15.02.2007 Во время снегопадов москвичи предпочитают личному транспорту метро
12.02.2007 На месте убийства на станции «Менделеевская» состоится открытие памятника «Сочувствие»
09.02.2007 Станцию метро «Библиотека имени Ленина» хотят переименовать (Москва)
02.02.2007 Обвиняемые по делу о терактах в московском метро получили пожизненные сроки
25.01.2007 27 января состоится торжественная церемония передачи архитектурной композиции «Гимар» в дар городу Москве
25.01.2007 Торжественная церемония передачи архитектурной композиции «Гимар» в дар городу Москве
25.01.2007 Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения первого машиниста метро Михаила Шполянского
25.01.2007 Стоимость поездок на монорельсовой дороге приравняют к стоимости билетов метро (Москва)
21.01.2007 Минувшим вечером кинологи искали бомбу на станции метро «Щукинская» (Москва)
17.01.2007 Проект станции «Строгино» срисовали с испанского метро (фото)
17.01.2007 В московском метро усилены меры безопасности
05.01.2007 С 10 января по 22 марта 2007 года изменяется режим работы станции «Театральная» (Москва)
03.01.2007 На станции метро в Москве был обнаружен муляж бомбы
03.01.2007 В наступившем году в Москве откроется двенадцатая линия метро
27.12.2006 Метро разрушает ДНК человека и увеличивает риск заболевания раком
25.12.2006 Суд вернётся к рассмотрению дела охранника столичного метро, убившего собаку
22.12.2006 В московском метро под поезд упала женщина
08.12.2006 В московском метро отказали светофоры
19.11.2006 Московское метро запускает RFID-билеты
18.11.2006 ЧП в московском метро: Случайные люди в строительстве — угроза обществу
24.10.2006 Появились правила поведения в метро
16.10.2006 Московский метрополитен перешёл на осенне-зимний график работы
16.10.2006 Закончилась проходка Серебряноборского тоннеля (Москва)
12.10.2006 Пассажиры метро Нью-Йорка и Москвы рискуют оглохнуть
06.10.2006 В московском метро появится своя «Красная стрела»
04.10.2006 3 октября 2006 — Исполнилось 75 лет Московскому метрострою.
03.10.2006 В московском метро мужчина бросился под поезд
30.09.2006 Новый выход станции метро «Бауманская» откроется в 2010 году
29.09.2006 Префект ЮАО: — Метро в Братееве могло появиться еще в 80-х (Москва)
26.09.2006 В московском метро появятся станции «Технопарк» и «Достоевская»
21.09.2006 За сутки в московском метро погибли 2 человека
18.09.2006 В московском метро приезжий покончил жизнь самоубийством
14.09.2006 В московском метро проходит следственный эксперимент в рамках расследования убийства Вигена Абрамянца
11.09.2006 Фестиваль искусства «Территория» откроется в московском метро
10.09.2006 В Москве до конца 2007 года построят станцию метро «Строгино»
08.09.2006 В связи с ремонтом изменился режим работы станции «Кузнецкий мост» (Москва)
30.08.2006 Открылась 172 станция московского метро «Международная»
21.08.2006 Московское метро выходит за пределы МКАД
21.08.2006 В Московской области появится метро?
15.08.2006 Станция метро «Международная» откроется для пассажиров ко Дню города
13.08.2006 Сколько зарабатывает метрополитен
11.08.2006 Участок московского метро закрывается с 20:00 11 августа
09.08.2006 Новая станция метро «Трубная площадь» откроется в Москве в декабре 2007 года
08.08.2006 В метро увеличится количество видеокамер (Москва)
01.08.2006 11-13 августа движение от ст. метро «Орехово» до «Красногвардейской» будет закрыто (Москва)
28.07.2006 На кольцевой «Комсомольской» появятся дополнительные кассы и турникеты
21.07.2006 Столичный метрополитен объявил лучшего машиниста
20.07.2006 На место взрыва у станции метро «Белорусская» выехал зампрокурора Москвы
17.07.2006 Лучшего дежурного по станции московского метро выберут ночью
10.07.2006 В Строгино строят метро
09.07.2006 Сегодня московское метро будет работать до 2 часов ночи
Другие новости в сюжете «Серебряноборский тоннель»:
02.01.2008 Власти Москвы не планируют организовывать движение общественного транспорта по Серебряноборскому тоннелю
17.01.2007 В Москве извлекли и вывезли тоннелепроходческий щит
16.10.2006 Закончилась проходка Серебряноборского тоннеля (Москва)
12.10.2006 Завершена проходка второго тоннеля под Серебряным бором, который станет частью Краснопресненского проспекта
14.06.2006 В Серебряном бору найдено две полутонных авиабомбы
21.01.2006 Причина аварии в тоннеле под Серебряным Бором может скрываться в нарушении технологии работ (новые подробности)
19.01.2006 Срок сдачи тоннеля под Серебряным Бором под угрозой (подробности)
19.01.2006 В тоннеле под Серебряным Бором произошел крупный вывал горных пород.
Комментарии (2)
dkunzaeVnjJDmYgdarP - 17.06.2013 05:49:33
7zIlAJ ddZFyHFmmfRPdTQ - 16.06.2013 03:08:08
That's a genuinely impressive awnser.




