Февраль 2015
ВсПнВтСрЧтПтСб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
« »
REGNUM Известия Металлургии Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ! - - - 9 МАЯ 1945 ГОДА Турникетам НЕТ

Медлить с включением станций московского метро в список Всемирного наследия нельзя: интервью Наталии Душкиной

15 мая — в день рождения Московского метрополитена — после реконструкции вновь открылся старый вход на станцию «Маяковская», встроенный в здание концертного зала им. Чайковского. Обновился старый наземный вестибюль станции, был установлен новый эскалатор. Одновременно исчез глухой металлический забор, который несколько лет скрывал семь отсеков станции, где велись реставрационные работы.

Станция \"Маяковская, открытая 11 сентября 1938 г., является признанным шедевром архитектуры, одной из визитных карточек Москвы. Она построена по проекту архитектора Алексея Душкина и инженеров-конструкторов Е. Гринзайда и Р. Шейнфайна. Авторы проекта наземного вестибюля А. Душкин Я. Лихтенберг и Ю. Афанасьев. Своды перронного зала украшены 36 овальными куполами с мозаичными панно по эскизам Александра Дейнеки, образующими цикл «Утро страны Советов». «Маяковская» уникальна и по своей конструкции, это первая в мире колонная станция метро глубокого заложения.

ИА REGNUM уже обращалось к проблеме реставрации «Маяковской» в связи с открытием нового входа на станцию. Теперь, когда сделан следующий шаг в этом направлении, собеседником корреспондента агентства снова стала профессор Московского архитектурного института Наталия Душкина — международно известный специалист в сфере охраны архитектурного наследия, член-основатель научного комитета по сохранению наследия ХХ века ИКОМОС (Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест, International Council on Monuments and Sites (ICOMOS).

REGNUM: В апреле прошлого года в Москве прошла международная конференция «Наследие под угрозой. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие», по итогам которой была принята «Московская декларация по сохранению культурного наследия XX века». Одним из последних пунктов этого документа было обращение к российским властям с просьбой выдвинуть кандидатами на включение в список объектов Всемирного культурного наследия семь памятников, находящихся в Москве. В их числе — станция метро «Маяковская». На тот момент на станцию был уже пробит новый вход, а старый вместе с историческим наземным вестибюлем закрыт на реконструкцию. Какие-то неясные работы велись и на самой станции за глухим ограждением. Недавно вестибюль и эскалаторный ход были открыты и ограждение снято. Как вы оцениваете результат, представший перед нами?

Начну с того, что мне кажется совершенно неоправданной та гонка, которая заставила одновременно открыть старый вход и семь отсеков станции к 72-й годовщине метрополитена. Целый ряд специалистов настаивали, что для того, чтобы решить проблему опасных водопроявлений на «Маяковской», то есть течей, ее надо целиком закрыть на год или два, полностью осушить и лишь затем приступить к реставрации внешней оболочки подземного зала. Однако фактически работы велись параллельно с реконструкцией наклонного хода. В тех отсеках станции, которые были закрыты, точечным методом вскрывали своды, выявляли течи, устанавливали новые дренажные короба из композита и бетонировали, так и не решив проблему отвода воды со станции кардинальным образом. Короче — латали дыры. За несколько дней до открытия один из уже оштукатуренных сводов дал течь, и ее ликвидировали в авральном режиме. Сегодня, менее двух месяцев спустя после открытия, вновь видно намокание сводов у старого входа. Продолжают намокать и боковые тоннели станции, за облицовкой которых также идет вода. Так что сейчас оценивать визуально мы можем только некий частичный результат и вновь сокрушаться по поводу отсутствия целостной инженерной стратегии по выведению станции из аварийного состояния, я уже не говорю о затраченных средствах.

Станция «Маяковская» (как и другие, наиболее ценные станции Московского метрополитена 1930 — 1950-х годов — всего 35 сооружений) ныне является памятником регионального значения, хотя по своим архитектурным, художественным и конструктивным качествам, по тому резонансу, который московское метро имеет в мире, она, безусловно, заслуживает статуса памятников общенационального, то есть федерального значения. Более того, по отношению к этим станциям-памятникам Московский метрополитен так и не подписал охранные обязательства. То есть в юридическом смысле он, по сути дела, не несет ответственности за сохранность памятников и у него развязаны руки для того, чтобы производить работы в том режиме и в том темпе, в каком в метрополитене считают нужным.

В последние годы очевидно желание метрополитена обратить внимание на исторические станции. На некоторых из них проводились восстановительные работы, но делается это далеко не в рамках тех научных и реставрационных принципов, в каких следует обращаться с уникальными памятниками. «Маяковская» в результате пробивки нового входа потеряла свою торцевую стену; этим был искажен ее канонический облик, ее знаменитая, многократно опубликованная перспектива. Это решение принималось кулуарно, и так же кулуарно, без обсуждения с профессиональной общественностью и экспертами, принимались решения о дальнейшей реставрации. Несмотря на все письма и обращения специалистов и на положительную реакцию правительства Москвы, детальный проект реставрации «Маяковской» так и не был представлен в Москомнаследие. Хотя, учитывая высокую ценность и мировую известность этого объекта, проект его реставрации должен был вообще рассматриваться на самом высоком уровне — на федеральном научно-методическом совете при Министерстве культуры. Последствия такого пренебрежения станцией как выдающимся объектом культурного наследия Москвы мы сейчас и можем наблюдать.

Как памятник станция состоит из трех элементов, которые создаются архитектором в едином замысле, по единому проекту. Во-первых, это подземный перронный зал. Во-вторых, наземный павильон с вестибюлем — своего рода ворота на станцию; в случае с «Маяковской» вестибюль встроен в здание бывшего театра Мейерхольда, ныне концертного зала им. Чайковского. И третья составляющая, чисто инженерная — наклонный эскалаторный ход.

Этот элемент изменен в наибольшей степени. Отдавая отчет в том, что изношенное оборудование эскалаторов требовало замены, а самое главное — по наклонному ходу на станцию бесперебойно поступала вода, которую необходимо было купировать, я все же ожидала (при всей объективной сложности проведенных инженерных работ) увидеть пространство наклонного хода исторически и эстетически близким к предвоенной эпохе. В результате эскалаторы полностью заменены на новые с блестящими металлическими лентами вместо прежних темных. Наружные кожухи, раньше выполненные из темного полированного дерева и вместе со светильниками создававшие колористическую гамму, свойственную дизайну 30-х годов, также заменены на блестящие стальные. Теперь все это ушло. Существенно и то, что ранее гладко оштукатуренный свод наклонного хода сменился ребристой поверхностью вследствие установки нового стеклопластикового зонта. В результате подготовка к восприятию станции стала совершенно иной. Яркий, слепящий свет, отраженный от холодного металла, лампы-торшеры, напоминающие старые, но более жесткие по форме, и назойливый ритм темных полосок на своде — все это создает впечатление, кардинально отличное от того медленного спуска по мягко освещенному эскалатору, который готовил пассажиров к восприятию удивительной перспективы «Маяковской». Теперь вы въезжаете в крупнейший памятник мирового ар-деко 30-х годов из стилистически совершенно чужеродной ему среды.

REGNUM: А удалось ли справиться с грунтовыми водами?

Попытка защитить его от воды является самым серьезным достижением работ в эскалаторном тоннеле. При этом использовали современный материал пенополиуретан, введенный в виде пены методом нагнетания за чугунную обделку тоннеля. Однако поведение этого нетрадиционного для грунтовых работ синтетического материала непредсказуемо. Что будет с ним через несколько лет под колоссальными гидрогеологическими и динамическими нагрузками? Есть ли опыт аналогичного использования этого пористого материала в метростроении или в тяжелых гидрогеологических условиях? То, что станция вновь потекла именно у старого выхода, косвенно подтверждает попадание воды в наклон.

Что касается верхнего вестибюля, то там полностью заменена облицовка стен, в том числе и в тех местах, где сохранность старого камня была вполне удовлетворительная. Там появились металлические перила хай-тек, а турникеты в том же стиле (более крупногабаритные, чем старые), стали центром всей композиции. Эскалаторы и турникеты явно понимаются как чисто технические элементы, и сейчас повсюду устанавливается одинаковое типовое оборудование, не гармонирующее с архитектурой вестибюлей исторических станций.

Но самая большая утрата — это билетные кассы. На всех станциях, которых касается рука современных архитекторов, старые кассовые стойки мягкого рисунка, выполненные первоклассными дизайнерами 30-х годов из ценных пород дерева, с маленькими окошками, которые закрывались дверцами, находящиеся в хорошей сохранности, заменяются новыми. Это, как правило, стилизованный пластиковый хай-тек, абсолютно не вписывающийся в ансамбль станции, который должен рассматриваться как целостный памятник. В равной степени это касается и аналогичных по характеру и материалу новых постов милиции, установленных на многих старых станциях — эти громоздкие сооружения входят в противоречие с архитектурой.

Бросается в глаза и изменение осветительных приборов в старом вестибюле «Маяковской». При входе на эскалатор сохранен прежний рисунок потолка, но ближе к выходу на улицу установлены новые большие подвесные светильники, которые первыми встречают входящих в вестибюль с улицы. Они совершенно немасштабны для этого интерьера. В целом, я бы сказала, что обновленные старый вестибюль и старый эскалаторный ход эстетически подтянуты к дизайну нового вестибюля и нового наклонного хода. Таким образом, оформление центрального зала станции перестало быть единственной художественной доминантой всего комплекса, и это явно негативный итог проведенной реконструкции.

REGNUM: Изменения наземного вестибюля и эскалаторного хода оказались довольно неожиданными, потому что все внимание было приковано к реставрации станции. Что там сделано?

На самой станции были открыты семь пролетов, долгое время стоявшие закрытыми. Во время работ эту часть станции «раздели», сняли декоративную облицовку, чтобы обследовать конструкции, найти и перекрыть течи. В частности, был срублен мраморный пол. Это вызывало большую тревогу, учитывая, что два года назад на другом конце станции, у нового входа пол был выложен из гранита, и все увидели, насколько померкла от этого станция и насколько гранитное покрытие идет вразрез со всем ее художественным замыслом. Неслучайно архитектор станции Душкин не раз решительно настаивал на том, чтобы пол на «Маяковской» оставался именно мраморным. Когда реконструкция станции только начиналась, Москомнаследие согласовало полную замену мраморного пола на гранитный; борьба за то, чтобы этого не произошло, велась очень упорная, и то, что сейчас мы видим мрамор, это, по-моему, победа здравого смысла. Тем не менее состояние большей части старого пола хорошее. Требовалась лишь фрагментарная вычинка.

Сейчас мраморный пол на вновь открытой части станции переложен почти полностью, хотя ближе к перрону фрагменты старого пола все-таки сохранены. Новый мрамор сияет полировкой, породы камня подобраны достаточно точно к подлиннику, цветовая гамма сохранена и рисунок выложен точно, за что надо поблагодарить мастеров, которые работали на «Маяковской». Однако при входе на эскалатор, где раньше лежал асфальт, теперь на гранитном полотне выложен гигантский красный квадрат, которого раньше не существовало. Такой же квадрат выложен на противоположном конце — у нового входа.

Изменение рисунка пола — очень существенное нарушение авторского замысла. Сам архитектор сравнивал эту станцию с авиалайнером, ее перспектива — это перспектива взлетной дорожки, уходившей в бесконечность, и никакого торможения «квадратами» не предусматривалось.

И, конечно, бросается в глаза изменение облицовки филенок колонн. Раньше колонны с четырех сторон примерно на метр с лишним высоты были облицованы полудрагоценным камнем родонитом (орлецом) поразительно красивого насыщенного розово-красного цвета. Это дорогой материал, который обычно идет на изготовление ювелирных украшений. В связи с этим облицовка колонн сильно пострадала, поскольку его по кусочку отколупывали прямо с колонн. В 1996 году уже не существовало 23 квадратных метров родонита, и места утрат были закрашены масляной краской. Но самая незабываемая история приключилась на «Маяковской» в начале 1990-х годов. Тогда было принято решение о снятии вообще всего родонита и замене его на пластиковое покрытие «с целью улучшения сохранности станции». Это решение было согласовано московским управлением по охране памятников — предшественником Москомнаследия. Сейчас это звучит как анекдот, но прежде, чем об этом узнали специалисты, родонит был снят уже на десяти пролетах станции, и только в результате принятия экстренных мер и подачи заявления в прокуратуру удалось добиться того, чтобы родонит был возвращен на место. И сейчас на колоннах, ближайших к новому входу на станцию, еще можно видеть этот колотый родонит.

Конечно, несмотря на все утраты, нужно приложить максимум усилий для того, чтобы в ходе реставрации станции сохранить подлинный родонит. Но, судя по результатам работ на семи пролетах, принято решение заменить его новым материалом. Новая облицовка установлена аккуратно, но новый камень по рисунку и по цветовой гамме не совпадает с прежним. Уникальная яркость и глубина тона утрачена, и это заметно.

Что касается обрамляющих арки стальных лент, то, по счастью, они сохранены. Только в одном месте видна фрагментарная замена. Фактура этой чрезвычайно блестящей поверхности не гармонирует со всей станцией. Я надеюсь, что будут приняты меры, чтобы максимально сохранить исторический материал. Эти ленты, выполненные из нержавеющей авиационной стали, были изготовлены в мастерской конструкторского бюро Туполева и прокатывались на специально созданных станках. Работа с нержавеющей сталью предвоенного времени вообще представляет большие технические сложности. Недаром уже несколько лет не удается решить задачу сборки статуи «Рабочий и колхозница» — современницы «Маяковской», которая была распилена на части для замены каркаса, а потом выяснилось, что современные методы сварки не годятся для стали той марки, которую использовала в свое время Мухина. Над решением этой проблемы сейчас работают специалисты по металлу. Трудно представить, что во время дальнейших работ на «Маяковской» предполагается заменить и подлинные стальные ленты.

Мозаики Дейнеки были сняты и очищены от многолетней пыли. К счастью, они не повреждены в результате протечек, поскольку основные потоки воды сосредоточены в нижней части сводов. Кроме того, были вычищены и заменены декоративные элементы в куполах, большинство светильников заново изготовлены по авторскому проекту. Тем не менее нельзя забывать о том, что в результате всех замен, которые необходимо производить только в случае крайней необходимости, на станции может появиться то, что на поверхности называют «новоделом». Ценность сооружения как памятника при этом резко сокращается. Складывается впечатление, что ясного понимания, как это делать на «Маяковской», чтобы не потерять баланс в сохранении исторического сооружения, нет.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что главная угроза станции не отведена. Проблема течей решена локально. Методика осушения станции в целом не разработана, и остальные пролеты по-прежнему сильно текут.

REGNUM: Как вы оцениваете общую тенденцию тех процессов, которым в последние годы подвергается «Маяковская»?

Мы наблюдаем, как у нас на глазах суживаются границы памятника; он сжимается как шагреневая кожа. От целостного памятника 30-х годов прошлого столетия на сегодня сохранился только центральный зал, в котором, однако, тоже происходят локальные метаморфозы. Сейчас говорить о «Маяковской» как о памятнике можно лишь применительно к центральному нефу, у которого нет ни «начала», ни «конца». И эскалаторный ход, и вестибюль уже не могут рассматриваться как культурное наследие. Утраченные элементы дизайна и детали, безусловно, уже невосполнимы. По-видимому, это тот путь, по которому решило идти руководство метрополитена и институт «Метрогипротранс» при реконструкции старых станций вообще.

О необходимости производства определенных работ на этих станциях давно и много говорилось и писалось, и вот, наконец, массовые реконструкции начались. Но их стратегия, как правило, разрабатывалась без участия специалистов в области охраны наследия. Построенные в последние годы станции метро выполнены в основном в стиле хай-тек, и сейчас этот стандарт начинает вклиниваться в жемчужины Московского метрополитена. Очевидно, скоро все эскалаторные ходы на всех станциях примут единообразный вид; о том, что метро в столице было построено еще в 30-х годах, пассажиры будут узнавать только оказываясь на станциях, потому что в павильонах и в эскалаторных ходах признаки стиля, характерные для памятников того времени, безвозвратно уходят. Произошли изменения в наземных вестибюлях «Семеновской», «Красносельской», идут работы на «Добрынинской», «Арбатской» и т. д. Вестибюль станции «Площадь Революции» вообще постановили надстроить одним этажом с рестораном, и это в официальном памятнике.

Это заставляет вспомнить, как год назад в рамках конференции «Наследие в опасности» был проведен первый большой круглый стол «Метрополитен как культурное наследие», в котором приняли участие многие крупнейшие западные и отечественные специалисты. На нем главный архитектор «Метрогипротранса» высказал мнение, что сохранить метро в том виде, в каком оно было построено, вообще невозможно, поскольку это в первую очередь транспортный объект. А в выступлениях других участников прозвучало беспокойство по поводу постепенного исчезновения элементов скульптурного оформления станций, станционной мебели, несогласованной замены полов. Так постепенно размывается ценность этого уникального художественного и культурного достояния Москвы.

REGNUM: Можно ли будет говорить о номинировании ряда станций Московского метрополитена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО при такой динамике их сохранности?

Конечно, происходящее снижает степень подлинности памятников, а тест на подлинность является главным при решении вопроса о причислении к Всемирному наследию. Объекты-кандидаты проходят очень разветвленную экспертизу, которая оценивает и подлинность архитектурного замысла (на «Маяковской» мы это теряем), и подлинность материалов, и подлинность строительного мастерства, и подлинность окружения. Может показаться, что для станций метро последнее не важно, но устройство второго входа на «Маяковскую» в угоду инвесторам будущего торгового центра — это как раз и есть искажение окружения памятника. Вместо того, чтобы, уважая ценность этой станции, сделать этот вход максимально нейтральным, все было сделано наоборот — создан мощный акцент, который не подготавливает зрителя к восприятию шедевра, а наоборот — рассеивает его внимание. Однако, несмотря на это, высокая ценность «Маяковской» не подлежит сомнению, и я как эксперт, принимающий участие в решении вопросов о включении тех или иных объектов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, убеждена, что станции первых очередей Московского метрополитена по-прежнему достойны быть включенными в этот престижный список. Но медлить с этим нельзя, потому что практика показывает — ценность памятников уходит безвозвратно.

В сентябре 2007 года в Берлине состоится международная конференция по наследию ХХ века, на которой впервые метрополитены четырех столичных городов — Лондона, Парижа, Берлина и Москвы — будут рассматриваться с точки зрения их общемировой значимости. Московское метро по ценности своей архитектуры, разнообразию конструктивных решений и гидрогеологической сложности не имеет себе равных. Надо отдавать отчет в том, что в сохранении этого уникального пласта наследия, созданного в нашем городе выдающимися инженерными умами, архитекторами и художниками, заинтересовано все мировое культурное сообщество.

14:47 09.07.2007
ИА REGNUM

Другие новости в сюжете «Московский метрополитен»:

28.06.2010 Все опасности московского метро
28.06.2010 Правительство Москвы продолжит освоение подземного пространства под городом
28.06.2010 «Прозрачные» схемы московского метро 1 июля появятся в поездах «Русич»
25.06.2010 Жители юго-востока и востока Москвы страдают от запаха сероводорода
30.03.2010 Все закричали: «Наверх!!! Выходите!». И тут повалил темно-фиолетовый дым: рассказ очевидицы взрыва на «Парке культуры»
29.03.2010 Список пострадавших от взрывов в Московском метрополитене
29.03.2010 Из московского метро эвакуируют людей
29.03.2010 Предыдущие взрывы в московском метро. Справка
29.03.2010 Мощность каждого взрыва в московском метро составила 3 кг тротила
29.03.2010 СКП расследует теракты в московском метро
29.03.2010 Сокольническую ветку метро перекрыли
29.03.2010 Взрывные утройства в метро могли привести в действие с помощью мобильного телефона
29.03.2010 Московский метрополитен открыл горячую линию
29.03.2010 Открыта горячая телефонная линия в связи со взрывами в московском метро
29.03.2010 Пострадавших на «Парке культуры» эвакуируют вертолетом
29.03.2010 По факту взрывов в московском метро возбуждено уголовное дело
29.03.2010 Бортников доложил Медведеву о мерах помощи пострадавшим при взрывах
29.03.2010 Мэр Москвы выехал к месту взрыва на «Парке культуры»
29.03.2010 Пассажиров эвакуируют со станции «Парк культуры» (Москва)
29.03.2010 Взрыв на «Лубянке» совершил террорист-смертник
29.03.2010 В Московском метро прогремел второй взрыв
29.03.2010 Спасатели не могут добраться к месту взрыва в метро из-за пробок
29.03.2010 В Московском метрополитене прогремел взрыв
04.03.2010 В 2011 году Московский метрополитен планирует открыть три новых станции
01.07.2009 В московском метро появятся поезда с кондиционером
02.06.2009 Мужчине плеснули серной кислотой в лицо в Москве
01.06.2009 В Жулебино метро построят не раньше 2012 года
01.06.2009 Сегодня в Москве переименовали две станции метро
19.12.2008 На Новый Год центр Москвы будет перекрыт
19.12.2008 В 2009 году московское метро планируется удлинить на 12 км
17.10.2008 МТС обеспечило устойчивую связь на Кольцевой линии Московского метрополитена
17.10.2008 Начато строительство перегонного тоннеля в сторону будущей станции «Борисово»
17.10.2008 Художественный совет при Москомархитектуре одобрил проект станции «Мякинино»
07.09.2008 В московском метро открылась новая станция «Славянский бульвар»
05.03.2008 Новый метромост соединит Москву и Московскую область
02.03.2008 Утверждены предпроектные предложения станций «Волоколамская» и «Митино» Арбатско – Покровской линии
02.02.2008 Самое-самое в московском метрополитене. Интересные факты.
07.01.2008 Открылась «Строгино» — 175-ая станция метро, ставшая уникальной (Москва)
02.01.2008 Власти Москвы не планируют организовывать движение общественного транспорта по Серебряноборскому тоннелю
30.12.2007 29 декабря 2007 года открылась 174-я станция Московского метрополитена — «Сретенский бульвар».
30.08.2007 Станция «Трубная»: история долгостроя (Москва)
30.08.2007 Мэр Москвы в подземке воспользовался системой мобильной оплаты
30.08.2007 В Москве начала работать новая станция метро «Трубная»
28.08.2007 По новому участку московского метро прошел пробный поезд
23.08.2007 Лужков одобрил план метростроения на 2008–2010 годы
24.07.2007 Московские метростроевцы отмечают сбойку
04.07.2007 Два человека пострадали от удара зеркалом поезда в московском метро
01.06.2007 Сбой в работе единых магнитных билетов: пассажиры должны объединиться для предъявления претензий (Москва)
01.06.2007 Информация о некорректной работе системы АСКП 1 июня 2007 года.
01.06.2007 Информация по обмену неработающих проездных билетов
01.06.2007 В проблемах с едиными проездными Московский метрополитен и Мосгортранс обвиняют друг друга
01.06.2007 Июньские проездные билеты не пустили в метро и наземный транспорт многих москвичей
01.06.2007 Московский метрополитен распространяет поддельные проездные билеты?
15.05.2007 На период ремонта станции метро «Электрозаводская» вводится новый маршрут автобуса (Москва)
15.05.2007 Начинается проходка второго тоннеля от «Кунцевской» в сторону «Парка Победы» (Москва)
14.05.2007 На рельсы в московском метро упал мужчина
20.04.2007 В сталинском бункере откроют дискотеку и спа-салон
19.04.2007 Из тоннеля московского метро неизвестные похитили 42 метра кабеля
11.04.2007 Станция «Трубная» столичного метро откроется уже в июле
11.04.2007 В столичной подземке появится акварельный поезд
23.03.2007 Транспортно-пересадочный узел «Выхино» планируется полностью реконструировать (Москва)
20.03.2007 В московском метро между «Павелецкой» и «Таганской» остановился поезд
14.03.2007 Московское метро закупит 170 новых вагонов в 2007 году
14.03.2007 Станция метро «Сретенский бульвар» откроется в ноябре (Москва)
20.02.2007 Городской транспорт сделают доступным для инвалидов (Москва)
20.02.2007 Финансирование московского метро увеличится на 30%
15.02.2007 Во время снегопадов москвичи предпочитают личному транспорту метро
12.02.2007 На месте убийства на станции «Менделеевская» состоится открытие памятника «Сочувствие»
09.02.2007 Станцию метро «Библиотека имени Ленина» хотят переименовать (Москва)
02.02.2007 Обвиняемые по делу о терактах в московском метро получили пожизненные сроки
25.01.2007 27 января состоится торжественная церемония передачи архитектурной композиции «Гимар» в дар городу Москве
25.01.2007 Торжественная церемония передачи архитектурной композиции «Гимар» в дар городу Москве
25.01.2007 Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения первого машиниста метро Михаила Шполянского
25.01.2007 Стоимость поездок на монорельсовой дороге приравняют к стоимости билетов метро (Москва)
21.01.2007 Минувшим вечером кинологи искали бомбу на станции метро «Щукинская» (Москва)
17.01.2007 Проект станции «Строгино» срисовали с испанского метро (фото)
17.01.2007 В московском метро усилены меры безопасности
05.01.2007 С 10 января по 22 марта 2007 года изменяется режим работы станции «Театральная» (Москва)
03.01.2007 На станции метро в Москве был обнаружен муляж бомбы
03.01.2007 В наступившем году в Москве откроется двенадцатая линия метро
27.12.2006 Метро разрушает ДНК человека и увеличивает риск заболевания раком
25.12.2006 Суд вернётся к рассмотрению дела охранника столичного метро, убившего собаку
22.12.2006 В московском метро под поезд упала женщина
08.12.2006 В московском метро отказали светофоры
19.11.2006 Московское метро запускает RFID-билеты
18.11.2006 ЧП в московском метро: Случайные люди в строительстве — угроза обществу
24.10.2006 Появились правила поведения в метро
16.10.2006 Московский метрополитен перешёл на осенне-зимний график работы
16.10.2006 Закончилась проходка Серебряноборского тоннеля (Москва)
12.10.2006 Пассажиры метро Нью-Йорка и Москвы рискуют оглохнуть
06.10.2006 В московском метро появится своя «Красная стрела»
04.10.2006 3 октября 2006 — Исполнилось 75 лет Московскому метрострою.
03.10.2006 В московском метро мужчина бросился под поезд
30.09.2006 Новый выход станции метро «Бауманская» откроется в 2010 году
29.09.2006 Префект ЮАО: — Метро в Братееве могло появиться еще в 80-х (Москва)
26.09.2006 В московском метро появятся станции «Технопарк» и «Достоевская»
21.09.2006 За сутки в московском метро погибли 2 человека
18.09.2006 В московском метро приезжий покончил жизнь самоубийством
14.09.2006 В московском метро проходит следственный эксперимент в рамках расследования убийства Вигена Абрамянца
11.09.2006 Фестиваль искусства «Территория» откроется в московском метро
10.09.2006 В Москве до конца 2007 года построят станцию метро «Строгино»
08.09.2006 В связи с ремонтом изменился режим работы станции «Кузнецкий мост» (Москва)
30.08.2006 Открылась 172 станция московского метро «Международная»
21.08.2006 Московское метро выходит за пределы МКАД
21.08.2006 В Московской области появится метро?
15.08.2006 Станция метро «Международная» откроется для пассажиров ко Дню города
13.08.2006 Сколько зарабатывает метрополитен
11.08.2006 Участок московского метро закрывается с 20:00 11 августа
09.08.2006 Новая станция метро «Трубная площадь» откроется в Москве в декабре 2007 года
08.08.2006 В метро увеличится количество видеокамер (Москва)
02.08.2006 Николай Шумаков: «В конце каждого тоннеля должен быть свет» (Москва)
01.08.2006 11-13 августа движение от ст. метро «Орехово» до «Красногвардейской» будет закрыто (Москва)
28.07.2006 На кольцевой «Комсомольской» появятся дополнительные кассы и турникеты
21.07.2006 Столичный метрополитен объявил лучшего машиниста
20.07.2006 На место взрыва у станции метро «Белорусская» выехал зампрокурора Москвы
17.07.2006 Лучшего дежурного по станции московского метро выберут ночью
10.07.2006 В Строгино строят метро
09.07.2006 Сегодня московское метро будет работать до 2 часов ночи

Комментарии (0)

Написать комментарий
Комментарий:
Имя:
Email:
Код подтверждения: