Самойлов В.П. «О новейших герметических тоннелепроходческих щитовых машинах и о попытках начала их производства в РФ, в 1-ю очередь в Москве»
В течение последнего 20-летия в Японии в области щитовой проходки тоннелей совершена, по существу, техническая революция, в результате которой создано и практически стало применяться около 20 типов новейших и весьма эффективных щитовых машин.
Среди них для российских условий особого внимания заслуживают герметические щитовые машины системы «DPLEX», созданные фирмой «Дайхо» и оснащенные многоосным приводом и режущей головкой решетчатого вида, все резцы которой совершают круговое движение с одинаковым небольшим радиусом.
В настоящей записке приведены основные цели разработки и достоинства указанных щитовых машин, а также описаны существо и результаты попыток отдельных представителей инженерной общественности начать создание в РФ подобных щитовых машин.
1) Существенное упрощение конструкции рабочего органа;
2) Обеспечение возможности проходки с высоким технологическим эффектом в широком диапазоне грунтовых условий тоннелей различных форм сечения и практически без ограничения размеров сечения.
1) меньшие (в 1,5-2 раза) трудоемкость и стоимость изготовления и сборки рабочего органа, а также более высокая надежность щитовой машины в целом, что обусловлено, в 1-ю очередь, устранением необходимости производства высокоточной обработки режущей головки, существенным уменьшением диаметра мест установки уплотнений, а также отказом от использования дорогого и весьма трудоемкого в изготовлении главного подшипника и уплотнений большого периметра;
2) уменьшение в 3-5 раз величины крутящего момента привода и как следствие — уменьшение не менее, чем на 30-50 % затрат мощности привода на разработку забоя , а также размеров и массы привода ;
3) увеличение в 3-5 раз длины проходимого тоннеля без производства замены резцов;
4) возможность быстрой и недорогой трансформации имеющейся щитовой машины с какой либо формой поперечного сечения в щитовые машины других форм сечения;
5) возможность дальнейшего существенного упрощения и облегчения конструкции привода рабочего органа, повышения надежности и ремонтопригодности его, а также снижения эксплуатационных затрат за счет замены роторных приводных модулей 4-мя гидроцилиндрами, приводящими во вращение основные опорные валы режущей головки через посредство дополнительных кривошипов, насаженных на задние концы опорных валов, и поворотной в вертикальной плоскости плиты, шарнирно соединенной с дополнительными кривошипами.
С целью создания в РФ отечественных щитовых машин с рабочим органом системы “DPLEX” со 2-го квартала 2003 г. были выполнены следующие работы:
1) разработка технического задания на щитовую машину продавливаемого тоннеля прямоугольного сечения («Трансстройтоннель-99» /сокращенно «ТСТ-99»/ , август 2003 г.);
2) разработка рабочего проекта действующей модели щита 1 прямоугольного сечения шириной 385 и высотой 325 мм с электромеханическим приводом («ТСТ-99», февраль 2004 г.);
3) изготовление и опробование действующей модели щита 1(ТСТ-99, апрель 2004 г.);
4) разработка рабочего проекта доработки действующей модели щита 1 прямоугольного сечения на круглое сечение диаметром 500 мм и овальное сечение шириной 700 мм и высотой 418 мм («ТСТ-99», июнь 2004 г.);
5) изготовление дополнительных деталей и узлов к действующей модели щита 1 , сборка и опробование трансфомированных моделей круглого и овального сечения («ТСТ-99», сентябрь 2004 г.);
6) составление сценария и производство компьютерного технико- информационного видеофильма «Щитовые машины с многоосным роторным рабочим органом системы „DPLEX” (“ТСТ-99», декабрь 2004 г.);
7) проведение патентного обзора и анализа патентных решений по усовершенствованию щитовых машин системы «DPLEX» («ТСТ-99», май 2005 г);
8) составление заявки на изобретение «Способ сооружения тоннеля и трансформируемое устройство для его осуществления»(«ТСТ-99», июнь 2005 г.);
9) разработка рабочего проекта модели щита 2 круглого сечения диаметром 219 мм с гидродомкратным приводом («ТСТ-99», июль 2005 г.);
10) доработка рабочего проекта модели щита 2 с переходом на ручной привод («ТСТ-99», июль 2005 г.) с попыткой изготовления в варианте, когда гидродомкраты привода заменялись на распорные телескопические цилиндры, оснащенные пружиной (ОАО «Метромаш», сентябрь 2005 г.);
11) разработка и корректировка рабочего проекта малогабаритных распорных гидродомкратов диаметром 20 мм и разработка рабочего проекта модели щита 3 «Д» диаметром 250 мм (ОАО «Метромаш», декабрь 2005 г.);
12) изготовление модели щита 3 «Д» (ОАО «Метромаш», срок- январь 2006 г.).
Учитывая новую политическую и экономическую обстановку в стране, создавшуюся в результате реформ 1991-го и последующих годов, когда была уничтожена ранее достаточно успешно функционирующая государственная система создания и внедрения новой техники, с целью недопущения полного развала отрасли щитового машиностроения отдельными представителями инженерной общественности было осуществлено:
1) периодическое написание и опубликование в общероссийских журналах ряда информационно-критических статей о негативных последствиях реформ на состояние и развитие отрасли с предложениями о необходимых мероприятиях по улучшению состояния дел в отрасли (см. журналы: «Механизация строительства» №1 за 1994 г. и №3-4 за 1994 г., «Подземное пространство мира» №1 за 1993г., №3-4 за 1994 г. , №3-4 за 1995 г. и №4-5 за 1997 г., «Метро» №5-6 за 1994 г. и т. д.), а также специальные выступления на общероссийском совещании «Повышение эффективности и эксплуатационной надежности канализационных тоннелей и коллекторов» (1994 г) и заседании Президиума Научно-технического Совета Госстроя России (2001 г.);
2) составление 26.05.2004 г. и передача на имя Первого заместителя мэра г Москвы, руководителя комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции г. Москвы г. Ресина В.И. письма с предложением о целесообразности и возможности осуществления в короткое время в Москве, где производится основной объем тоннелестроительных работ в стране, разработки и изготовления наиболее современных, более простых и
и менее дорогих герметических щитовых машин, в частности по типу щитовых машин системы «DPLEX», и оснащения такими машинами горнопроходческих организаций г Москвы с последующим написанием и направлением в тот же адрес письма-напоминания от 07.04.2005 г;
3) написание и опубликование к концу 2004 г. книги «Новейшая японская техника щитовой проходки тоннелей» , включающей Приложение 3 под названием «О целесообразности и возможностях восстановления в России производства современной щитовой техники» и распространенной среди руководителей и специалистов мэрии г.Москвы, корпорации «Трансстрой», ОАО «Мосинжстрой» и ООО «Организатор» , а также многих горнопроходческих организаций г. Москвы и других крупных городов России ( в дополнение к этому 24.01.2005 г. была проведена официальная презентация книги на 2-й Международной выставке «Подземный город -2005» и были сделаны доклады в ГУП «Мосинжпроект», ООО «Каналстройпроект», ОАО «Метрогипротранс», СКБ-НИИМосстрой" , МИИТе , на информационном совещании руководящих специалистов корпорации «Трансстрой» , а также перед руководителями ООО «Организатор».
Эту реакцию в значительной степени можно характеризовать как равнодушие и нежелание делать что либо практическое для начала восстановления отрасли, а со стороны некоторых руководителей- как скрытое сопротивление и противодействие любым предложениям по началу такого восстановления.
Практически это выразилось, например, в том, что руководство комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции г. Москвы, в состав которого входит Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, на вышеуказанное письмо от 26.05.2004 г. (см. п.2 раздела 4 настоящей записки) а также на письмо-напоминание от 07.04.2005 г. до настоящего времени попросту не ответило, несмотря на следующие распоряжения г.Ресина В.И. , сделанные по этим письмам:
- «Прошу совместно с заинтересованными организациями и автором обращения рассмотреть и доложить о результатах» (резолюция по письму от 26.05. 2004 г.);
- «Прошу повторно рассмотреть обращение и в срок до 29.04 2005 г. доложить согласованные решения с проектом ответа заявителю» (резолюция по письму-напоминанию от 07.04.2005 г.).
По 1-му письму в Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Тоннельной ассоциацией России был направлен положительный отзыв, с которым автор обращения был ознакомлен. По 2-му письму-напоминанию в Департамент были направлены положительный отзыв от СКБ-НИИмоссстроя , с которым «заявитель» был также ознакомлен, и тайный отзыв корпорации «Трансстрой».Все попытки автора обращения и «заявителя» узнать в секретариате г.Ресина В.И. о судьбе документов, переданных в секретариат руководством Департамента в ответ на вышеуказанные письма, оказались безрезультатными.
Из руководителей горнопроходческих организаций на личные обращения по вопросу проведения мероприятий, направленных на восстановление отрасли щитового машиностроения положительно отреагировал только генеральный директор ООО «Трансстройтоннель-99» А.Р. Штеклейн , финансировавший в частности проектно-конструкторские разработки и изготовление действующих моделей трансформируемой щитовой машины системы «DPLEX».Он же согласился выполнить все работы по проектированию и изготовлению опытного образца щитовой машины прямоугольного сечения указанной системы при условии официального выделения для испытаний опытного образца объекта экспериментального строительства. К сожалению документы для включения в план городского экспериментального строительства работы по изготовлению и испытаниям опытного образца новейшей щитовой машины, подготовленные Тоннельной ассоциацией России и ООО «Трансстротоннель-99» и поддержанные ГУП «Мосинжпроект» и Департаментом градостроительной политики , развития и реконструкции г. Москвы в дальнейшем также исчезли.
Представители руководства таких крупных тоннелестроительных организаций как ОАО «Мосметрострой» и «Трансинжстрой», на словах высоко оценили материалы книги «Новейшая японская техника щитовой проходки тоннелей», но на деле отказались от проведения поясняющих лекций по указанной книге для инженерного персонала своих организаций. Руководство ОАО «Мосинжстрой» материалы указанной книги и содержащиеся в ней предложения о целесообразности восстановления отрасли щитового машиностроения проигнорировало.
Нежелание руководителей горнопроходческих организаций заниматься вопросами создания и оснащения своих организаций действительно новым, более простым в изготовлении и эксплуатации и существенно менее дорогим оборудованием, можно объяснить с нашей точки зрения отсутствием необходимости экономить весьма немалые средства, получаемые на строительство объектов и, в связи с полным отсутствием контроля за статьями расходования этих средств, направляемых этими руководителями на высокие зарплаты, на строительство и реконструкцию богатых служебных офисов, на приобретение дорогих иномарок автомобилей, а также на закупку зарубежного оборудования.
В результате на вышеописанную бюрократическую волокиту при рассмотрении предложений , направленных в конечном счете на восстановление отечественной отрасли щитового машиностроения, ушло с нулевым результатом для дела более полутора лет времени. А в течение этого времени почти завершился развал этой отрасли на фоне продолжающейся вакханалии закупки весьма дорогих и устаревших щитовых машин. На эти закупки затрачено уже более 200 млн. долларов, в то время, как на создание современных отечественных щитовых машин не выделено ни одного рубля.
лауреат Государственной премии СССР,
заслуженный строитель РСФСР
Самойлов В.П.
12.01.2006 г.
Справка.
Самойлов Владимир Павлович (09.07.1927 г. р.)кандидат технических наук, почетный член Тоннельной ассоциации России.
Окончил в 1949 г. МИИТ. В разные годы работал инженером-конструктором Метропроекта, научным сотрудником и руководителем лаборатории НИИОСП им Н.М. Герсеванова, руководителем отделения тоннелей и метрополитенов ЦНИИСа Минтрасстроя, начальником СКТБ Главмосинжстроя, генеральным директором НТЦ ПСО «Мосинжстрой» и ОАО «НТЦ». Автор и соавтор 140 технических публикаций и 130 изобретений. Как участник разработки и внедрения тоннелестроительного оборудования удостоен почетных званий Лауреата Государственной премии СССР и Заслуженного строителя РСФСР.
Имеет правительственные награды.Примечание:
Частичное или полное копирование и перепечатка данных материалов разрешается только с согласия автора.